От всех непредвиденных ситуаций защитится невозможно. К примеру, на вашу позицию на «Полевом дне» пришло стадо коров, и одна из них наступила на ваш трансивер. Пастух, пытаясь отогнать ее, попал кнутом вам по мягкому месту. В данной ситуации можно было бы посоветовать вам кардинальное решение, не ездить на полевой день, что в моем понимании неверно. Больное место заживет, трансивер под вопросом, а «Полевые дни» как проводились каждый год, так, надеюсь, и будут проводиться. Хоть и говорят, что «бутерброд всегда падает маслом вниз», но по теории вероятности только половина из них испачкает ковер.
В своей заметке я хочу предложить несколько советов, которые реально продлят срок службы вашего трансивера. После приобретения трансивера возник первый вопрос, где его установить в мой shack. В автомобиле он крепится в специальной скобе (см. рисунок.), обеспечивающей удобный доступ к управлению, а самое главное, охлаждение радиатора. Если трансивер просто положить на стол, им неудобно управлять, да и охлаждение оставляет желать лучшего. После некоторых раздумий появилась мысль поставить скобу снизу, несколько изменив ее форму и размеры. Установить в подвале несколько элементов защиты для работы в полевых условиях, на передней панели – дополнительные индикаторы и органы управления, а под радиатором, вентилятор для принудительного охлаждения. О его необходимости чуть позднее. На боковой стенке скобы закрепить кронштейн для тангенты. Скобу и кронштейн я сделал из нержавеющей стали толщиной 1мм. Для скобы подойдет и алюминий 1,5 – 2мм. Лицевую панель лучше сделать из пластмассы. Думаю, что все это хорошо видно на фотографиях.
Теперь пару слов об электрической схеме. Она состоит из трех частей:
Если трансивер предполагается эксплуатировать в стационарных условиях, и вы уверены в своем источнике питания, то схему
можно упростить, оставив только вентилятор и его выключатель. При использовании в качестве М1 cooler-а от компьютера,
желательно поставить гасящий резистор, т.к. при напряжении 13,8в cooler ощутимо шумит. Величину резистора легко рассчитать
по формуле:
Rг = Uр / Iв
где Uр - падение напряжения на резисторе, в нашем случае 1,8в, Iв - ток, потребляемый вентилятором. Мощность резистора
должна быть не менее
P = Uр * Iв * 3
где 3 - "коэффициент надежности". Даже если вы примените вентилятор от современных блоков питания компьютеров
(DC 12В 250мА), расчетная мощность резистора получается 1,35Вт. Т.е. для всех случаев подойдет двухватный резистор.
В упрощенном варианте в подвале можно установить индикатор состояния антенно-фидерного тракта на основе коаксиального
ответвителя (неоднократно описывался в различной радиотехнической литературе как измеритель КСВ).
О деталях. Тиристор VD3 должен иметь предельно допустимый ток в двое больший, чем ток плавкого предохранителя. Транзистор VT1 - КТ 815, КТ 817. Применять вместо него микросхемный стабилизатор, например КР142ЕН8Б не желательно. Дело в том, что нужно не стабилизировать напряжение, а погасить его излишек. К тому же для нормальной работы микросхемы напряжения 1,8в не достаточно, а применение не типового включения компонентов в устройствах защиты не допустимо. Клавишные переключатели на ток не менее 10А. Остальные детали любые аналогичные.
Теперь о необходимости вентилятора. В трансивере усилитель мощности ВЧ напряжения выполнен на транзисторной сборке S-AV17, (в зависимости от фирмы изготовителя обозначение может быть иным) по схеме IC-5. Она работает в довольно жестком тепловом режиме. Из-за частого перепада температуры при длительной эксплуатации трансивера, а радиолюбители зачастую используют б/у аппараты, происходит обрыв дорожки от управляющего вывода сборки V1 к управляемому транзистору (самая длинная дорожка, идущая к тому же по краю платы ). В моей практике три случая, а это уже закономерность. После ремонта мой трансивер работает уже два года. Вентилятор включаю только при проведении QSO.
Всем 73! Владимир Рыбаков RA3VGQКосвенные признаки.
Ваш трансивер не отдает в нагрузку положенную мощность, ток, потребляемый в режиме приема и в режиме передачи,
приблизительно одинаков. При этом все остальные функции выполняются правильно, приемник работает нормально.
Для дальнейшей проверки снимаем верхнюю и нижнюю крышки корпуса, отсоединяем разъем динамика. Внимательно осматриваем
монтаж в районе пайки выходной транзисторной сборки, П - контура и места подключения антенны. Если видимых дефектов
(почерневшие дорожки, провалившиеся пайки и т.д.) не обнаружено, можно переходить к проверке режимов по постоянному току.
Подключаем нагрузку (штатную, согласованную, резистор 50ом и ...) и включаем питание. Устанавливаем малую мощность и
нажимаем на "передачу". Замеряем напряжение на выводе V1 транзисторной сборки IС - 5. Оно должно быть 5,7в. Переключаем
трансивер на большую мощность и в режиме передачи замеряем напряжение на этой же ножке. Оно должно равняться 10,5в. Если
это так, то это не наш случай и о нем в следующий раз. Если же напряжение на этом выводе около 12в, то, возможно, оборвана
дорожка внутри сборки от управляющего вывода V1 к элементам управления.
Чтобы убедиться в этом, вскрываем сборку. Пластмассовая крышка держится на защелках и легко снимается. Достаточно подковырнуть ее чем-то острым. В моем трансивере место обрыва было видно в увеличительное стекло как черная точка рядом с дорожкой. Зачистив и пропаяв это место, дефект удалось устранить. В другом случае (many thanks RZ3VK) место обрыва рассмотреть не удалось и ему пришлось положить провод параллельно этой дорожке.
Хотелось бы заметить, что, из-за технологических особенностей, паять на керамическом основании довольно трудно. Необходимо быть очень осторожным, не перегревать основание, чтобы не вывести из строя выходные транзисторы. Собираем все в обратном порядке. Включаем и работаем.
В заключение еще раз хотелось бы напомнить о необходимости вентилятора см. мою предыдущую заметку "Дополнительное оснащение трансивера".
Для получения более подробной информации обращайтесь на E-mail: ra3vgq@mail.ru , ra3vgq@fromru.com. или rw3va@qrz.ru
Всем 73! RA3VGQ.