Дополнительное оснащение трансивера “Alinco DR-130”
 (с дополнениями от 02.08.2007 и 25.08.2007)


Владимир Рыбаков RA3VGQ г. Лакинск

От всех непредвиденных ситуаций защитится невозможно. К примеру, на вашу позицию на «Полевом дне» пришло стадо коров, и одна из них наступила на ваш трансивер. Пастух, пытаясь отогнать ее, попал кнутом вам по мягкому месту. В данной ситуации можно было бы посоветовать вам кардинальное решение, не ездить на полевой день, что в моем понимании неверно. Больное место заживет, трансивер под вопросом, а «Полевые дни» как проводились каждый год, так, надеюсь, и будут проводиться. Хоть и говорят, что «бутерброд всегда падает маслом вниз», но по теории вероятности только половина из них испачкает ковер.

В своей заметке я хочу предложить несколько советов, которые реально продлят срок службы вашего трансивера. После приобретения трансивера возник первый вопрос, где его установить в мой shack. В автомобиле он крепится в специальной скобе (см. рисунок.), DR130обеспечивающей удобный доступ к управлению, а самое главное, охлаждение радиатора. Если трансивер просто положить на стол, им неудобно управлять, да и охлаждение оставляет желать лучшего. После некоторых раздумий появилась мысль поставить скобу снизу, несколько изменив ее форму и размеры. Установить в подвале несколько элементов защиты для работы в полевых условиях, на передней панели – дополнительные индикаторы и органы управления, а под радиатором, вентилятор для принудительного охлаждения. О его необходимости чуть позднее. На боковой стенке скобы закрепить кронштейн для тангенты. Скобу и кронштейн я сделал из нержавеющей стали толщиной 1мм. Для скобы подойдет и алюминий 1,5 – 2мм. Лицевую панель лучше сделать из пластмассы. Думаю, что все это хорошо видно на фотографиях.

DR130DR130

Теперь пару слов об электрической схеме. Она состоит из трех частей:

  1. 1. Элементы индикации. При правильном подключении к источнику питания светится светодиод HL1 зеленого цвета, а при нарушении полярности включения, HL2, красного цвета, . Как говорил знаменитый Мерфи (авиатехник с военной базы в США), «если какой либо прибор можно собрать неправильно, то всегда найдется человек, который это сделает».
  2. Элементы защиты. Через клавишный переключатель напряжение питания подается на трансивер и на устройство защиты от превышения напряжения, выполненное на тиристоре VD3. Напряжение срабатывания, около 15в, настраивается подбором стабилитрона VD1.
  3. Устройство защиты от перегрева состоит из стабилизатора на транзисторе VT1 и вентилятора М1, включаемое так же клавишным переключателем. Светодиод HL3 желтого цвета, индикатор включения вентилятора. На схеме не показан предохранитель на 10А, включенный в разрыв плюсового провода, идущего к блоку питания.

DR130

Если трансивер предполагается эксплуатировать в стационарных условиях, и вы уверены в своем источнике питания, то схему можно упростить, оставив только вентилятор и его выключатель. При использовании в качестве М1 cooler-а от компьютера, желательно поставить гасящий резистор, т.к. при напряжении 13,8в cooler ощутимо шумит. Величину резистора легко рассчитать по формуле:
Rг = Uр / Iв
где Uр - падение напряжения на резисторе, в нашем случае 1,8в, Iв - ток, потребляемый вентилятором. Мощность резистора должна быть не менее
P = Uр * Iв * 3
где 3 - "коэффициент надежности". Даже если вы примените вентилятор от современных блоков питания компьютеров (DC 12В 250мА), расчетная мощность резистора получается 1,35Вт. Т.е. для всех случаев подойдет двухватный резистор. В упрощенном варианте в подвале можно установить индикатор состояния антенно-фидерного тракта на основе коаксиального ответвителя (неоднократно описывался в различной радиотехнической литературе как измеритель КСВ).

О деталях. Тиристор VD3 должен иметь предельно допустимый ток в двое больший, чем ток плавкого предохранителя. Транзистор VT1 - КТ 815, КТ 817. Применять вместо него микросхемный стабилизатор, например КР142ЕН8Б не желательно. Дело в том, что нужно не стабилизировать напряжение, а погасить его излишек. К тому же для нормальной работы микросхемы напряжения 1,8в не достаточно, а применение не типового включения компонентов в устройствах защиты не допустимо. Клавишные переключатели на ток не менее 10А. Остальные детали любые аналогичные.

Теперь о необходимости вентилятора. В трансивере усилитель мощности ВЧ напряжения выполнен на транзисторной сборке S-AV17, (в зависимости от фирмы изготовителя обозначение может быть иным) по схеме IC-5. Она работает в довольно жестком тепловом режиме. Из-за частого перепада температуры при длительной эксплуатации трансивера, а радиолюбители зачастую используют б/у аппараты, происходит обрыв дорожки от управляющего вывода сборки V1 к управляемому транзистору (самая длинная дорожка, идущая к тому же по краю платы ). В моей практике три случая, а это уже закономерность. После ремонта мой трансивер работает уже два года. Вентилятор включаю только при проведении QSO.

Всем 73! Владимир Рыбаков RA3VGQ

  Об одной неисправности трансивера DR-130

Косвенные признаки.
Ваш трансивер не отдает в нагрузку положенную мощность, ток, потребляемый в режиме приема и в режиме передачи, приблизительно одинаков. При этом все остальные функции выполняются правильно, приемник работает нормально. Для дальнейшей проверки снимаем верхнюю и нижнюю крышки корпуса, отсоединяем разъем динамика. Внимательно осматриваем монтаж в районе пайки выходной транзисторной сборки, П - контура и места подключения антенны. Если видимых дефектов (почерневшие дорожки, провалившиеся пайки и т.д.) не обнаружено, можно переходить к проверке режимов по постоянному току. Подключаем нагрузку (штатную, согласованную, резистор 50ом и ...) и включаем питание. Устанавливаем малую мощность и нажимаем на "передачу". Замеряем напряжение на выводе V1 транзисторной сборки IС - 5. Оно должно быть 5,7в. Переключаем трансивер на большую мощность и в режиме передачи замеряем напряжение на этой же ножке. Оно должно равняться 10,5в. Если это так, то это не наш случай и о нем в следующий раз. Если же напряжение на этом выводе около 12в, то, возможно, оборвана дорожка внутри сборки от управляющего вывода V1 к элементам управления.

Чтобы убедиться в этом, вскрываем сборку. Пластмассовая крышка держится на защелках и легко снимается. Достаточно подковырнуть ее чем-то острым. В моем трансивере место обрыва было видно в увеличительное стекло как черная точка рядом с дорожкой. Зачистив и пропаяв это место, дефект удалось устранить. В другом случае (many thanks RZ3VK) место обрыва рассмотреть не удалось и ему пришлось положить провод параллельно этой дорожке.

Хотелось бы заметить, что, из-за технологических особенностей, паять на керамическом основании довольно трудно. Необходимо быть очень осторожным, не перегревать основание, чтобы не вывести из строя выходные транзисторы. Собираем все в обратном порядке. Включаем и работаем.

В заключение еще раз хотелось бы напомнить о необходимости вентилятора см. мою предыдущую заметку "Дополнительное оснащение трансивера".

Для получения более подробной информации обращайтесь на E-mail: ra3vgq@mail.ru , ra3vgq@fromru.com. или rw3va@qrz.ru

Всем 73! RA3VGQ.