Я не профессиональный радиотехник и поэтому любой успех в ремонте сложной современной аппаратуры считаю своим большим личным достижением. А поскольку таких, как я, в нашем хобби несравненно больше, чем "проффи", то не грех и поделиться своими результатами с товарищами. RW3VA
Обычно неисправности в валкодерах современных трансиверов вызывают чувство "тихого ужаса" у их хозяев. Понять можно! Деталь тонкая, от её качества многое зависит в работе аппарата. Между тем, при наличии желания всё восстановимо. Мне, к примеру, приходилось разбирать, заменять внутренности и собирать валкодер в TS440.
Ну, а сейчас я детально расскажу, как можно отремонтировать сломавшуюся ось этого элемента. Прежде всего, стоит определиться по спецификации в сервис-мануале аппарата с наименованием прибора (кстати, в спецификациях он обычно называется "encoder"). Если же сервис-мануала нет, стоит прощёлкать валкодер по кругу и найти число положений (по щелчкам), приходящееся на один оборот его ручки. Это будет основной показатель, который в первую очередь отражается в наименовании прибора и по которому следует искать дальше. Если теперь запустить в одной из поисковых систем Интернета известное наименование или, хотя бы, слово "encoder", то, скорее всего нужный валкодер или близкий ему по параметрам можно будет найти в одном из прайс-листов магазинов, торгующих радиодеталями. Стоят они не очень дорого, во всяком случае, нужный мне стоял в прайс-листе по цене 12$.
Но, когда я представил, что за работа ждёт меня при разборке передней панели, желание менять валкодер отпало и пришлось приступать к слесарным работам. В моём случае ось валкодера сломалась точно у "входа" в сам прибор там, где она утоньшается с 6 до 3 мм (см. рисунок). Перед дальнейшей работой я изготовил из какого-то пластмассового колпачка зашитный чехол на остатки конструкции валкодера, остающиеся в корпусе трансивера. Основная задача при этом подобрать размер колпачка для плотности посадки в отверстии передней панели и вырезание в донышке колпачка отверстия, плотно насаживаемого на неподвижную втулку детали, в которой вращается остаток оси. Это требуется для исключения попадания продуктов слесарных работ внутрь трансивера.
Далее всё просто! Размечаем осевые центры в остатке оси, находящемся в валкодере и в отломанной части оси, сверлом 0.8 мм в каждой из деталей сверлим отверстия глубиной по 5 мм. Следует дозировать нажатие сверла при изготовления отверстия на оси самого валкодера - там подпружиненные контакты! После этого из куска рабочей части сломанного сверла такого же диаметра изготавливаем донор - ось нужной нам длины и, предварительно убрав установленный нами защитный колпачёк, а также заложив некоторое количество эпоксидной смолы в отверстия и на соприкасаемые плоскости, плотно насаживаем остатки оси на донор. Эту операцию можно делать поочередно с каждым из кусков оси, я её осуществил одним движением. После застывания смолы валкодер снова готов к эксплуатации.
Отмечу, что эту операцию я произвёл с металлической осью валкодера. Скорее всего, также можно восстановить и пластмассовую ось без вскрытия аппарата