Ремонт валкодера FT840.

Прошло много лет с тех пор, как на российском рынке появился один из лучших ширпотребовских трансиверов FT840. Превосходное соотношение цена-качество и цена-долговечность принесли ему заслуженную славу и до сих пор счастливые обладатели этого аппарата продолжают получать удовлетворение от его эксплуатации . Вместе с тем, есть у него один серъёзный недостаток, с которым раньше или позже встечаются все. Это проблема заклинивания валкодера. Ещё в 90-х годах владимирские радиолюбители - Александр RA3VR и Владимир RW3VA нашли решение в полной замене узла вращения валкодера на изготовленный на предприятии аналог. Практика показала, что изготовленный нашими токарями узел из российской латуни позволяет забыть о проблеме. Тем не менее, не у каждого из нас под руками собственный инстументальщик, и в этом случае статья Юрия Лебединского UA3VLO из Александрова позволит "увидеть" проблему и понять, как с ней справляться.

ЗАКЛИНИЛО РУЧКУ НАСТРОЙКИ (ВАЛКОДЕРА) В ТРАНСИВЕРЕ FT-840.

Трансивер FT-840 хороший и надежный аппарат, но проблема с валкодером, насколько я знаю, является довольно распространенной неисправностью. Это случилось и у меня, причем в самый разгар “ARRL DX-CONTEST ”. Ручка настройки стала туго вращаться, а потом и вообще заклинила. О тесте пришлось забыть. Надо что-то делать, но как? В Интернете, не смотря на обилие информации об этом трансивере, про неисправность валкодера ничего не нашел. Спасибо Володе Акминскому RW3VA ,который когда-то давно сталкивался с этой проблемой и дал полезные советы.

Итак, если заклинило валкодер или ручка настройки неожиданно стала вращаться с большим усилием, нужно во избежание задиров в трущихся поверхностях, прекратить эксплуатацию трансивера и срочно заняться ремонтом. Ремонт не сложный и не займет много времени.

ДЛЯ РЕМОНТА НЕОБХОДИМО:
1. маленькая крестовая отвертка под винты М3;
2. ключ на 11;
3. шестигранный ключ на 2;
4. кусачики;
5. монтажный нож;
6. паяльник с пинцетом;
7. жидкость для смазки WD-40 (продается в магазинах автозапчастей);
8. смазка ЦИАТИМ.
 

1. Откручиваем 5 винтов крепления вехней крышки и снимаем ее.

2. С каждого боку у передней панели находятся по 2 винта - верхние стопорные , нижние - находятся в пазах .Откручиваем верхие винты ,нижние ослабляем. Теперь передняя панель на длину паза может отклоняться на себя:

"1

С ручки настройки снимаем декоративное резиновое кольцо.:

"1

На ручке настройки имеется отверстие через которое маленьким шестигранным ключом на 2 ослабляем крепежный винт и снимаем ручку:

"1

На валу еще находятся пружинка и прокладка, аккуратно снимаем и их тоже:

"1

Ключом на 11 откручиваем гайку крепления валкодера. Снаружи кажется, что это втулка c наружной резьбой, но, если присмотреться , можно увидеть скосы под ключ:

"1

Для того, чтобы вытащить валкодер, необходимо освободить 4 провода, идущие из жгута к плате валкодера. Для этого очень аккуратно, чтобы не повредить провода в жгуте, кусачиками перекусываем капроновую стяжку жгута. У меня этого оказалось мало, мешал еще один жгут, идущий к передней панели. Пришлось перекусить стяжку и этого жгута. Вынимаем валкодер. Снизу валкодера прикреплена печатная плата с четырьмя проводами разного цвета. Запоминаем или зарисовывем места подключения проводов, отпаиваем их и вынимаем валкодер. Можно, чтобы не забыть, в этих местах откусить провода, оставляя 3-4 мм от мест паек.

"1

Валкодер представляет собой пластмассовую коробочку размерами 4*4*1 см, закрытую металлической пластиной с осью.:

"1

Крестовой отверткой выкручиваем 4 винта М3 и разбираем валкодер. На оси валкодера находится диск с делениями и прокладка. Акуратно (диск очень тоненький) снимаем диск и прокладку, чтобы осталась только пластина с осью. На удивление, ось к пластине крепится как в любом переменном резисторе, например типа СП:

"1

Брызгаем на ось смазку WD-40, выдерживаем некоторое время, затем пытаемся провернуть ось. У меня ось заклинала намертво, но после обработки начала проворачиваться. Проделываеи эту процедуру несколько раз, пока ось не начинает вращаться легко и без заеданий.

"1

Смазав вращающиеся части смазкой ЦИАТИМ, собираем все в обратном порядке.
"1

Надеюсь мой опыт будет полезен тем, у кого возникнут такие же проблемы с валкодером.

Юрий Лебединский UA3VLO