Сергей Иванович Карелин - RA3VHA

26.03.1956 г.

г. Владимир

www.vtsnet.ru/karelin

КарелинСергей Карелин родился в г.Владимире, где и закончил исторический факультет педагогического института. Заинтересовался проблемой развития ювелирного дела в Древней Руси, что привело его на предприятия ювелирной промышленности. За творческие успехи в 1990 году Сергею Ивановичу присвоено звание "Мастер-художник высшего класса" и личное клеймо.

Многие работы мастера находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во Владимирском фонде культуры, в коллекциях Святейшего Патриарха.

С 1994 года Сергей Карелин член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Петровской Академии наук и искусств. В 1996 года избирается членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств (г.Санкт-Петербург), затем - действительныйм членом этой академии.

Позывной RA3VHA Сергей получил в 2000 году и сразу включился в жизнь владимирского радиолюбительского сообщества. Кроме обычной эфирной работы он покорил коллег изготовленным им призом за победу в КВ мини-тесте, который проведился на одном из полевых дней в Муроме - это был прекрасной работы крест-оберег.

Из прессы

…Сергею Карелину – 45. Он не скоро угадал, что родился ювелиром. Поступил во Владимирский пединститут, учился на историческом факультете, должен был преподавать детям историю… Труднейшая вообще задача – угадать, для чего именно, для какой цели призван ты в этом мире, а угадал, так уж не смеешь уклониться – в этом деле соединяются и ответственность перед Творцом, и долг перед людьми.

— Однажды я просто услышал звоночек внутри себя… (В институте больше всего интересовался развитием ювелирного дела в Древней Руси). Однажды взял и сделал колечко для жены… Закончил истфак – пошел работать на ювелирную фабрику. Был заведующим отделом реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Наконец, отказался от всего, чтобы только творить самому, в своей мастерской. В 1990 году получил звание "Мастер-художник высшего класса" и право работать с личным клеймом.

У ювелиров когда-то существовало неписанное правило: ученик, завершающий курс наук, обязан был повторить одну из работ своего учителя и – следовать дальше. Такой экзамен Карелин сдал, повторив изделие одной из фирм Фаберже из коллекции Московского Кремля. Повторил по фотографии. Эта изящная кружевная карета стала его единственной копией.
— Как вы работаете?
— По шестнадцать часов в сутки. На сон – 5-6 часов. И так в течение двадцати лет. Я вообще человек жесткий.
— Да? (я рассматриваю игривый узор музыкального ларчика)
— Да. Иначе бы никогда не было результата.

Он работает почти исключительно с одним материалом – нейзильбером. Это так называемое новое серебро – сплав меди, никеля и цинка. Нейзильбер неподакцизен. Наверное, был идеален для мастера в начале его творческого пути. Но теперь, когда у него есть мастерство и признание, а вокруг так много людей, желающих украсить свою жизнь золотом-бриллиантами, неужели его не коснулся соблазн?
— Видите, я украшаю свои работы скромно: немного жемчуга, бирюзы, фианиты… Дело не в этом. Для меня главное – распушить металл.

Его работы рассматриваешь с тем же чувством восхищенного удивления, что и морозный узор на окнах: невозможно понять, как это сделано. Начало этой невероятной манеры – в традициях русских мастеров, применявших технику скани, зернь и чернение. Это работа чрезвычайной трудоемкости. Недаром сам художник признается, что в мастерской он как на войне, не замечая ни времени, ни кровоточащих рук, ни воспаленных глаз.
— Я ставлю себе задачи почти невыполнимые. При этом никогда не делаю эскизов. часто не знаю, что именно должно получиться. Я никогда не придумываю, а только следую внутреннему чувству, которое и ведет меня.

• • •

Сколько ни пиши, ни говори об искусстве, есть черта, за которую не заглянешь. Дальше – тайна. Требуется личный подвиг. Если хочешь, чтобы дух воспарил, надо чтобы… руки кровоточили. Не случайно на приеме Святейший Патриарх назвал творчество Сергея Карелина ратным трудом, ставя его в один ряд с воином, исполняющим сыновний долг перед Отечеством.

Его творчество глубоко национально. А это значит, им приняты "как свои русская история, язык, мироощущение" и он живет одним духом со своим народом. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на памятный кубок, посвященный последнему русскому императору, или кубок Петра, или ларчик для хранения святыни, или… В 1995 году по случаю 1000-летия Владимира Патриарху была преподнесена икона “Боголюбивая”, величиной с ладонь. Конечно, и финифть Ростова Великого хороша, лик Божией Матери исполнен одновременно печали и упования, но и искусное ювелирное обрамление Карелина созвучно этому дивному образу. Не случайно он стоит на рабочем столе святейшего Патриарха, выбранный, надо полагать, из множества преподносимых ему дорогих и ценных подарков. Позднее эта работа вошла во Всероссийскую энциклопедию ювелирного искусства.

Те, кто был на выставке в Кремле, рассказывают, что Патриарх очень высоко оценил ее, он сказал, что эти работы достойны занять место в Оружейной палате рядом с работами великих русских мастеров.

Каждую свою выставку, в Парламенте РФ или в российском посольстве в Греции, Карелин считает прежде всего утверждением и пропагандой русских культурных традиций, которые всегда опирались на любовь к Богу и любовь к Отечеству…